Масленица (Вся правда, без религиозного уклона)

Татуировка — Сколько Стоит? Как записаться? Как сказать мастеру что я хочу?




Солнечный Город - информационно-развлекательный портал, полезная информация, развлекательные и научные статьи, новости, финансы, гороскопы



В преддверии веселого праздника, тема Масленицы, несомненно, интересная и обширная, глубоко уходящая корнями в быт наших пращуров. Древнейшая история народов, их воззрения на природу человека, окружающий мир, все то, что составляет культуру нашей цивилизации — насчитывает тысячелетия. Трудно называться культурным человеком, не зная истории развития нашей цивилизации и своего народа. Невежество приводит к заблуждениям и мистериям, которыми сегодня наполнено пространство СМИ и интернета.

Целью данной статьи является обработка и изложение в небольшом объеме наиболее интересных, на наш взгляд, моментов в истории возникновения и существования праздника масленицы. Литературные источники, послужившие богатым и незаменимым материалом, приведены в конце статьи, и пытливый читатель всегда может к ним обратиться.

Понимание праздника масленицы обычно связывают с язычеством. Из-за неопределенности самого термина «язычество» в академической литературе принято употреблять такие категории как тотемизм, анимизм и др. Церковно — проповедческая литература резко противопоставляет «язычество» христианству, вкладывая в понятие уничижительный смысл чего — то «темного, бесовского».

Мы не будем спорить о содержании данного понятия, а для себя определим, что язычество (племена, языки) – это религиозные верования, культы, обряды древних народов, выражение «народного мировосприятия». Культура древних славян неразрывно связана с самим язычеством: значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением, живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы, языческой магией были проникнуты многодневные свадебные обряды (1;405).

Вот как, примеру, испрашивали разрешения закликать весну в начале года у семейного божества Лады, покровительницы женщин, брака, урожая, плодородия:

Едить весна, едить

На золотом коне

В зеленом саяни

На сохе седючи

Сыру-землю аручи (вспахивая)

Правой рукой сеючи,

Да поможет. божа,

Вясну закликати

На тихая лето

На ядряно жито

Жито и пшаницу

Усякаю пашницу

Обряды с исполнением песен в честь Лады тесно связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, зелени, первых всходов.Земледелие было основным занятием славянских народов.Крестьяне должны были заботиться об урожае, о хлебе.Поэтому календарные аграрные обряды занимали важнейшее место в жизни деревни. В них отразились наблюдения об окружающей природе и попытки воздействовать на нее. Народный календарь – это своего рода модель о природных изменениях и хозяйственных циклах. 

Весенний цикл обрядов славян начинался с приближением весны, когда все готовились к предстоящим полевым работам. В это время исполнялись обряды, которые изгоняли зиму, хоронили и встречали весну, пробуждение природы. Соломенные чучела весело, со смехом растерзывали на части, сжигали, совершая обряд погребения. Такие действия имели важно значение.

Хоронили, уничтожали зиму, смерть.

Этому радовались и одновременно боялись, поэтому старались себя обезопасить – над изображением божества смеялись и глумились, а смех, как ритуал, утверждал жизнь. Христианский великопостный цикл сдвинул древнюю разгульную масленицу с 24 марта, вследствие чего она утратила связь с весенней солнечной фазой, день побеждает ночь. Однако переходный характер праздника остался, сочетая в себе элементы зимней и весенней обрядности.

К 18-19 векам архаичные черты обрядового действа были утрачены, и масленица воспринималась как развлечение. Отмечалась она, как и многие другие праздники: ходили в гости, устраивали балы и маскарады, в ресторанах и трактирах пели блины, было шумно и весело. (2, 6). По мнению В. К. Соколовой, это был единственный крупный дохристианский праздник, не приуроченный к христианству и не получивший нового истолкования. Это давало большой простор для народной фантазии в изобретении разных забав. Например, в г. Нерехте (Костромская обл.) в начале 19 века существовал такой обычай: «в воскресенье мужики с соломенными колпаками на головах выезжали верхом за город, вечером эти колпаки сжигались. В деревнях же мужчины и женщины брали со своих дворов по пучку соломы, складывали вместе и сжигали; это называлось «сожечь соломенного мужика».

Растерзанию масленицы в некоторых местах предшествовала инсценировка ее похорон – пародия на церковный обряд. Девушки в воскресенье после обеда делали из соломы Масленицу, одевали ее в женский наряд. А затем, одна из них, изображавшая попа, надевала рогожу, в руку брала веревку с ошметком (как кадило), другие брали под руки куклу, и процессия следовала по деревне, а другие кричали и хохотали. Дойдя до конца деревни, Масленицу раздевали и растрепывали (Шейн, 1898, 333); (2,20).

С течением времени похороны — проводы Масленицы изменялись. В некоторых местах изготовляли специальную большую повозку, сажали в нее пьяного человека в разодранном рубище, в руки давали стакан вина, против него сундук с пирогами, рыбою, яйцами, оладьями, пряженцами. Это означало, что «Масленица домой едет». Когда же поезд с Масленицей останавливали и просили ее остаться, возница отвечал, «Масленица в Ростов на ярмарку едет» (Архангельский, 1854, 40-41) (2, 22).

В песнях и приговорах, обращавшихся к Масленице, содержались мотивы с просьбой остаться или же напротив, ругали:

Масленица-обманщица,

Мимо красного села

Обманула, провела,

В закоулок завела,

Дала редьки хвост

На великий пост!

Особое место в масленичных увеселениях отводилось молодым. Помимо обязательных визитов «к теще на блины», они  должны были участвовать в испытаниях и заплатить выкуп.Такие обычаи сопровождались веселыми шутками, катанием молодоженов с ледяных гор. Каждый молодожен обязан был прокатить свою жену. «Где было больше молодых людей, той деревни и чести больше».

Когда молодые исполнили положенный ритуал, все расходились по знакомым, где уже были накрыты столы (Шейн, 1989, 334) (2,30).

Веселые масленичные гуляния были распространены в городах в 19 веке. Развивая народные традиции, они способствовали превращении аграрно – магического обряда в яркое зрелище, поэтому они так хорошо воспринимались народом, веселившимся на масленицу от души.

Сегодня на площадях современных российских городов Масленицу отмечают также весело и широко, как и несколько сот лет назад. На улицах разыгрываются театрализованные представления народного праздника, можно отведать румяных, ароматных блинов, принять участие в играх. А завершается праздник по обычаю торжественным сожжением соломенного чучела.

Литературные источники:

  1. Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»
  2. В. К. Соколова «Весеннее – летние календарные обряды русских, украинце, белорусов»
  3. С. А. Токарев «Религиозные верования восточнославянских народов 19- начала 20 в.»
  4. Философский словарь

 

 Автор:  О. Козловская для сайта: http://panchevstudio.ru

Ув. друзья, если у вас возникло желание скопировать эту статью к себе на сайт, помните, есть копирайтер точка ком. так что при копировании не забываем указать авторство и сайт



Положить закладку в свой дневник, в ВКонтакте, Одноклассники
  • Одноклассники
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Twitter
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • LiveJournal
  • Tumblr
Bookmark and Share


Солнечный Город - информационно-развлекательный портал, полезная информация, развлекательные и научные статьи, новости, финансы, гороскопы






Татуировка — Сколько Стоит? Как записаться? Как сказать мастеру что я хочу?


Похожие записи :

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




panchevstudio Солнечный Город Каталог Татуировок Профессиональное Видеопроизводство Генон - удобный поиск ответов на вопросы PR-CY.ru Яндекс.Метрика

115 queries. 0,540 seconds.